Поезда Российских железных дорог используют различные виды тяги и подвижного состава в зависимости от типа маршрута и технических характеристик линии. Рассмотрим основные элементы, обеспечивающие движение железнодорожного транспорта.
Содержание
Основные виды тяги поездов РЖД
Электрическая тяга
- Электровозы (переменного и постоянного тока)
- Электропоезда (электрички и скоростные поезда)
- Требуют контактной сети и электрификации путей
Дизельная тяга
- Тепловозы (грузовые и пассажирские)
- Дизель-поезда (рельсовые автобусы)
- Используются на неэлектрифицированных участках
Элементы ходовой части
Рельсы | Стальные направляющие Р65, Р75 |
Шпалы | Деревянные или железобетонные |
Колесные пары | Стальные колеса с ребордами |
Буксы | Узлы крепления колесных пар к тележке |
Типы подвижного состава
Локомотивы
- Электровозы серий ВЛ, ЭП, ЧС
- Тепловозы серий ТЭП, ЧМЭ, 2ТЭ
- Маневровые локомотивы
Вагоны
- Пассажирские (плацкартные, купейные, СВ)
- Грузовые (крытые, полувагоны, цистерны)
- Специального назначения
Современные скоростные поезда
Сапсан | До 250 км/ч, электропоезд |
Ласточка | До 160 км/ч, электропоезд |
Стриж | До 200 км/ч, дизель-поезд |
Системы управления движением
- Автоблокировка (автоматическая блокировка перегонов)
- Электрическая централизация стрелок
- Радиосвязь машиниста с диспетчером
- Системы автоматического торможения
Энергообеспечение поездов
- Контактная сеть (3000 В постоянного тока или 25 кВ переменного)
- Дизельные генераторы (для тепловозов)
- Аккумуляторные батареи (аварийное питание)
- Рекуперативное торможение (возврат энергии в сеть)
Интересные факты:
- Средний срок службы локомотива - 30-40 лет
- Давление в шинах колесной пары - около 5 тонн на ось
- Длина контактного провода на сети РЖД - свыше 85 тыс. км
Поезда РЖД используют сложную систему технических средств и инфраструктуры, обеспечивающую безопасное и надежное движение по железным дорогам России.